Буква-образ - облечение буквы в изобразительную форму.

Буква-образ может быть иллюстративной, ассоциативной, абстрактной и т.д.

При этом визуальная организация формы должна сделать букву зрительной и понятной.

Буквица (инициал, заглавная буква) — первая прописная буква раздела, главы, книги и т.д. — увеличенного размера, наборная или рисованная со сложным орнаментом, декоративной композицией или сюжетным рисунком.

Инициал (лат. littera initialis) — начальная буква.

Инициалы — эффектное средство украшения полосы.

Инициалы по характеру и сложности рисунка можно разделить на виды:

—    инициалы в виде большой прописной буквы, отличающиеся от текста размером, насыщенностью, цветом;

—    инициалы в виде прописной буквы простого рисунка, умеренно украшенные;

—    инициалы, богато орнаментированные росчерками или изображениями;

—    инициалы со сложным декором, доминирующие над текстом или другими элементами.

Слово-образ — облечение слова в зримую форму.

Отношения функции к форме разнообразны: они могут быть гипертрофированны, безразличны к сути слова, удобочитаемы за счет формы.

Целостность слова-образа — тактичное сопоставление противоположностей.

В слове важны и функция и форма.

Иноязычные, непонятные шрифты, слова, прежде всего, обращают внимание на свою форму.

Единство слова и формы достигаются профессионализмом.

Гармоничное соотношение изобразительной формы шрифта, содержания текста, художественного мышления и технических навыков — суть шрифтовой композиции.

Все буквы имеют яркую эмоциональную окраску, каждая рождает уникальный неповторимый образ, все детали буквы работают на ее образ. Образ буквы — это отношения простых изобразительных форм.

Попытка передать все вызываемые буквой образные и смысловые ассоциации в абстрактных графических формах, реализация задачи при создании функционально-образного алфавита. Образно-пластическую трактовку буквы определяет ее графема, а конкретная форма, интерпретации буквы в любой из форм существующих шрифтов должны соответствовать фонетическому образу.

В.Кандинский, говорил, что «цвет звучит». Эмоциональное воздействие цвета на человека трудно переоценить: желтый — светоносный, радостный; нежно-голубой — возвышенный, сентиментальный; ярко-розовый — экстравагантный, претенциозный;

зеленый — открытый, веселый, приветливый; серый — нейтральный, безликий; темно-голубой — насыщенный, глубокий, благородный;

краплак — торжественный, величественный; коричневый — тяжелый, земной, ограниченный;

фиолетовый — темный, холодный, мистический;

черный — графичный, весомый, строгий и т.д. Цвет усиливает образность букв.

О связи звука и цвета свидетельствуют многие примеры из истории искусства, в особенности музыки и поэзии, которые в свою очередь воздействуют на образ, усиливают его звучание.

Термин «акцидентный шрифт» — условен, т.к. их зрительная значимость выходит за пределы шрифтового мастерства и весьма убедительно проявляется в формотворчестве. Вероятно, термин «глифика» — рисованный шрифт, был бы более приемлем.

Акцидентный шрифт — один из элементов рекламного сообщения, визуализации слова или фразы. Эти шрифты находятся в противоречии с текстовыми шрифтами. Акцидентный шрифт — прежде всего зрительная метафора, образ со своими закономерностями, формальными принципами построения изображения, своим выражением образного мышления, художественным языком.

В акцидентном шрифте переплетаются и взаимодействуют многочисленные аспекты осмысления формы — стилистика, конструкция, рисунок, пластика, ритм и пропорция. Гармония этих отношений создает цельный образ шрифта. Рисунок шрифта — его графическая особенность, отражающая характер, стиль, образность, оригинальность.

К акцидентным шрифтам относятся: рукописные, итальянские, объемные, контурные, оттененные, фигуративные, орнаментальные, фантазийные, и многие другие, которые нельзя отнести к текстовым.

При создании акцидентных шрифтов необходимы творческая фантазия, знание исторического наследия шрифтовой культуры, целостное восприятие и технология воспроизведения.

Акцидентный шрифт — искусство вариаций, чувств, нюансов, он служит скорее зрелищности, чем удобочитаемости.

Текстовые шрифты многообразны, они могут быть выполнены как на основе антиквенных, так и на гротескных шрифтах, как в традиционных формах, так и измененных. Для самих шрифтов важно их восприятие и удобочитаемость.

Буква — простое, чудесное средство коммуникации, посредством которого можно создавать разнообразные выразительные композиции. Эти композиции будут сами по себе иметь графическую ценность.

Сохранив историческую визуальную логику развития, кириллица обладает огромными возможностями художественного изображения.
Буква-образ - облечение буквы в изобразительную форму.

Предыдущая статьяДиаграмма Гутенберга (Gutenberg diagram)
Следующая статьяЦвет (Color)