этруски

Но в одной области они достигли вершины мастерства – в танце с музыкальным сопровождением. Этруски танцевали парами и поодиночке, чтобы умиротворить разгневанных богов и порадовать своих предков. Однако танец как форма поклонения божеству был в Этрурии неизвестен. Этрусков объединяла с греками общая музыкальная история, в отличие от римлян, никогда не отличавшихся особой любовью к музыке.

У жителей Италии были свои народные песни, «…но ни один римлянин в здравом уме не согласился бы с Платоном, утверждавшим, что музыка способна формировать характер человека». Молодые этруски обучались искусству музыки – лире. Античные авторы очень часто упоминают об этрусской флейте — игрой на ней сопровождались почти все виды деятельности. Музыканты в Этрурии не сталкивались с какими-либо запретами и ограничениями. Греческие трагики считали, что трубу изобрели этруски. Римляне заимствовали две формы трубы: прямая бронзовая, иногда изогнутая на одном конце, и рог.

Как показывает история танца, этруски (как и другие народы), танцевали лицом друг к другу, а не парами. Парный танец развился очень поздно. «Мужчины танцевали для женщин, а женщины – для мужчин; всё прочее выходило бы за рамки античного морального кодекса». Поскольку первобытные люди с трудом выражали свои эмоции посредством речи, им приходилось передавать чувства в движениях тела. Из них впоследствии развились искусства пантомимы и танца. При этом за каждым движением закреплялось вполне определенное, конкретное значение. Считается, что в основе религиозного танца лежит потребность человека в пище и необходимость что-либо предпринять, когда он замечал, что посеянный им урожай находится под угрозой. Во всех древних культурах существовало много разновидностей танца: женские хороводы (был уже известен на Крите в минойскую эпоху), мужские боевые, брачные пляски, ритуальные танцы на похоронах. Ни праздники, шествия, зрелища, пиры не обходились без музыки, пения и танцев.

Подавляющее большинство музыкантов, включая учителей музы­ки и пения, происходило либо из самой Греции, либо из греческих южноиталийских городов. Военные, театральные музыканты или те, кто сопровождал своей игрой чисто римские обряды, были преиму­щественно италийцы. Последние (симфониаки), вместе с военными и игравшими на духовых инструментах, находились в привилегирован­ном положении. Музыкальное образование получали либо индивиду­аль­но, либо в школе. Музыканты, игравшие на том или ином инструменте, объединя­лись в коллегии (флейтистов, симфниаков). Многие музыкальные инструменты были римлянами заимствова­ны. Кимвал, различного вида флейты, многоствольная сиринга пришли из Греции, из Египта — систр, на пирах звучала сирийская флейта. Играли на лире, кифаре, самбуке (небольшой арфе треуголь­ной формы), волынке. В римском войске звучали витая труба — буцина, сигнальный рог, рожок, горн, во время торжеств и на цирковых состя­заниях — трубы.

Во время праздника Тубилустрия проходил смотр музы­кальных инструментов и ритуальное очищение культовых труб. В театре перед началом представления и во время перерыва выступал флейтист. Оркестры мимов и пантомимов сос­тояли из труб, кимвалов и бубнов. Скабиллярии пользовались ножны­ми кастаньетами, вделанными в деревянную подошву. Актерам (и хору) аккомпанировали — сна­чала флейтисты, позднее оркестр из ударных, струнных и духовых инструментов. Профессиональные танцоры приезжали в Рим для публичных выступлений из Испании и Сирии.

Предыдущая статьяДревнерусская живопись
Следующая статьяКомпозиция