Целостность формы. Композиционное равновесие. Единство характера формы. Графический дизайн

Целостность формы. Композиционное равновесие. Единство характера формы.

Свойства композиции — это связи между ее элементами и их признаками.

Они обеспечивают гармоничность любой композиции.

Основные свойства: повторение целого и его частей – утверждающий основной признак целостности композиции, который должен быть присущ всем ее элементам в большей или меньшей степени;

соподчиненность – упорядоченность всех элементов или их групп, обеспечивающая закономерную последовательность восприятия композиции;


соразмерность – установленная единая мера соизмерения признаков элементов или групп элементов в композиции. Необходима для выявления единой закономерности частей и целого;

равновесие – уравновешенность целого и всех его частей относительно пространственных осей;

единство, или целостность – обобщающий признак и принцип композиции. Реализованные, взаимосвязанные друг с другом перечисленные четыре признака определяют новое ее качество – композиционное единство.

(греч. symmetria – соразмерность) – простое и ясное средство композиции. это строго закономерное расположение одинаковых частей формы относительно оси или плоскости, проходящей через центр фигур.

Симметрия легко воспринимается, обеспечивает порядок и разнообразие.

Симметрия бывает: зеркальной – когда одна часть изображения, как в зеркале, повторяет другую его часть; осевой – когда одну часть изображения вращать вокруг одной или нескольких осей; перенос, или трансляция, – когда при передвижении по прямой оси на определенном расстоянии симметричные части совмещены друг с другом.

В графическом дизайне часто встречается приблизительная, неполная симметрия, которая имеет художественный смысл.

Такая симметрия позволяет соединить порядок и свободу, закономерность с непринужденностью.

Асимметрия – зрительное равновесие неравных элементов композиции.
Целостность формы. Композиционное равновесие. Единство характера формы.
Обязательны ось равновесия и сбалансированность композиции. Особенность асимметричных композиций – наличие нескольких вертикальных осей, по которым располагают , которые в свою очередь свободно размещаются на плоскости листа. Привязанные к осям графические элементы образуют сложные динамические группы, которые объединяются в общую композицию тем или иным способом. При этом на первый выходит принцип динамики, контраста и активной ритмической организации композиции. Асимметричная предлагает динамично-эксцентричную систему, основанную на контрастах и равновесии.

Статика (греч. – statike) – состояние покоя или равновесия.

Геометрическая правильность в графическом дизайне воспринимается как статичность. Для усиления статичности используется правильный .

Динамика (греч. dynamikos – сильный) – состояние движения, ход развития, изменения, действие.

Движение может носить различный характер: иметь спокойный ритм, гармоничные или дисгармоничные отношения, столкновения, пересечение форм. Динамичность одних форм может подчеркиваться статичностью других.

Диагональная композиция, контрасты – придают форме активность, динамику. Геометрические фигуры объединены на плоскости в композицию, создают сложное подвижное равновесие, внутреннее напряжение, остроту контрастов.

Такие композиции передают пластическую .

Целостность формы. Композиционное равновесие. Единство характера формы.
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)