Ритм (греч. rhythmos) — течение, движение.

Ритм — средство создания композиции, ее окраски и придания ей звучания.

В ритмах концентрируются или пересекаются различные категории композиции: масштабность, пропорциональность, масса, цветность, контраст, симметрия, временная и пространственная протяженность. Пронизывая композицию и конструкцию, ритм помогает выявить содержание объекта проектирования.

Художественный ритм — это форма свободного движения определенных схем, управляемых дизайнером. Содержит большой эстетический потенциал художественной выразительности произведения. Существуют два типа ритма: активно-динамичный и пассивно-динамичный. Активно-динамичные ритмы существуют в музыке, песне, танцах, где элементы исчезают и появляются в рамках определенного времени, т.е. они не статичны. Пассивно-динамичные ритмы есть в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, графическом дизайне, где пластические формы статичны, все их элементы появляется лишь в нашем сознании. В пассивно-динамическом ритме важны протяженность элементов, пространственное положение элементов, равномерность и размеренность ритма.

Ритм является раздражителем, который способствует заданному типу движения по форме, направляя и придавая ему определенный темп. Ритм дает возможность ощутить цельность художественной формы — соподчинение ее элементов, границы, монолитность.

Ритм в искусстве пространственно-временная категория.

Динамика ритма — закономерное чередование однородных элементов, их поступательное движение.

Ритмические ряды не всегда и не все симметричны, но симметрия для ритма органична, и поэтому легко усваивается.

Симметрия гасит ритм. Ритм симметрии — излюбленный ритм замкнутой формы.

Закон симметрии — повторяемость по обеим сторонам оси. Для закона симметрии, как и для закона чередования, характерна динамика ритма.

Асимметрия делает ритм сложным.
Ритм - предпосылка всего живого, свойственная всему живому.
Простая форма ритма — простой повтор одинаковых элементов.

Сложная форма ритма появляется тогда, когда модулем ритма, ритмическим акцентом становится сложная группа форм.

Ритм создает эмоциональный строй.

Он бывает мягким, теплым, уравновешенным, возбуждающим, холодным, жестким и т.д.

Совпадение ритмических и смысловых акцентов обеспечивает логичность композиции, ее архитектоничность.

Ритмическая организация объекта — слагаемое множества ритмических рядов, сложно переплетенных между собой, строго соподчиненных в композиционном и функциональном выражении.

Рабочая плоскость листа, или формат бумаги, имеет свои ритмические признаки: равновесие сторон — в квадрате, контраст сторон — в прямоугольнике.
Ритм - предпосылка всего живого, свойственная всему живому.